Товари
 
Виробники
 
Новини
 
Статті

Основы шейпинга в MikroTik RouterOS

29.07.2013

Содержание:

  1. HTB шейпер
  2. Пиковая скорость Burst
  3. Алгоритмы Schedulers
  4. Типы очередей

Шейпинг — это технология, позволяющая ограничивать скорость и качество доступа в интернет.

Шейпер — это программа, осуществляющая ограничение скорости. Шейпер работает по алгоритму, который управляет очередностью пакетов данных и ограничивает скорость путем отбрасывания пакетов, не удовлетворяющих определенным условиям.

HTB Шейпер

В различных операционных системах шейперы реализованы по разному.

В Windows шейперы представляют собой программные пакеты, в основном платные и практически не настраиваемые.

В Linux гораздо больше простора для создания шейперов, поскольку операции с сетевыми пакетами встроены непосредственно в ядро операционной системы. За счет этого достигается лучшее быстродействие и надежность.

В Linux шейпер создается путем добавления требуемой очереди непосредственно к сетевому интерфейсу. Этот элемент называется qdisc (Queueing Discipline — Дисциплина организации очереди).

Дисциплина организации очереди (qdisc) — это алгоритм, который захватывает пакеты и определяет, в каком порядке и каким образом они будут двигаться. Задавая разные qdisc на интерфейсе, можно применять разные алгоритмы управления трафиком.

Дисциплины организации очереди делятся на два вида:

  1. Безклассовые дисциплины организации очередей (Classless qdisc).
    К ним относятся: PFIFO/BFIFO, Token Bucket Filter (TBF), Stochastic Fairness Queueing (SFQ), Random Early Detection (RED) и тд. По сути, они являются именно очередями, в которых движутся пакеты. Поэтому для простоты будем называть такие qdisc просто «очередь».
  2. Полноклассовые дисциплины организации очередей (Classful qdisc).
    К ним относятся PRIO, Class Based Queueing (CBQ), Hierarchical Token Bucket (HTB) и т.д. В дальнейшем такие qdisc будем называть просто «дисциплина». Они являются костяком для организации иерархии из очередей.

Управление пропускной способностью в Mikrotik RouterOS основано на дисциплине HTB (Hierarchical Token Bucket). Она одна из самых удобных, простых и надежных дисциплин для организации шейпера.

В Mikrotik RouterOS есть следующие основные возможности по управлению трафиком:

  • ограничение скорости по IP-адресам, подсетям, протоколам, портам, времени суток и другим параметрам;
  • ограничение P2P трафика торрентов и приоритезация одних потоков пакетов над другими;
  • использование пиковых скоростей для быстрого WEB-браузинга;
  • разделение канала между пользователями поровну или в других пропорциях;
  • возможность задания гарантированной скорости.

HTB позволяет организовать древовидную иерархию из очередей и направлять в них трафик при помощи системы фильтров. Для понимания принципа работы HTB рассмотрим следующую аналогию:

Есть дорога, по которой ходят трамвай, троллейбус и такси. Согласно ПДД скорости каждого из транспортных средств строго определены — у трамвая это 40 км/ч, у троллейбуса — 70 км/ч и у такси — 100 км/ч. У каждого из транспортов на дороге своя полоса. У трамвая — рельсы, у троллейбуса — дорога под проводами. Ну а у такси вся остальная дорога. Пассажиры выбирают транспорт в соответствии со своим достатком или желанием. Те, кто побогаче — едут на такси, самые бедные — на трамвае, ну а средний класс — на троллейбусе.

HTB состоит из следующих элементов:

  1. Класс (class). С точки зрения нашей аналогии это строка в ПДД, определяющая, с какой скоростью должен ехать определенный транспорт.
  2. Очередь (qdisc). В нашей аналогии это само транспортное средство, вместе с его полосой на дороге.
  3. Фильтр (filter). В нашей аналогии это критерий, который определяет, в какое транспортное средство сядет пассажир. Пассажир представляет пакет данных. Для нашего примера критериев только два: доход или желание.

Таким образом, трафик сначала отфильтровывается в соответствующую очередь, а затем движется по ней (точнее выдается из нее) со скоростью, определённой в классе. На практике это работает именно в таком порядке. Хотя первым делом пакет проходит фильтр.

Из классов строится иерархия HTB. Иерархия нужна для сложного распределения скорости пакетов в классах. Нижестоящие классы получают разрешенную скорость от вышестоящих.

Пример иерархии классов HTB можно увидеть на рисунке ниже. Иерархия представлена в виде некого гибридного дерева разделенного уровнями Level0, Level1, конечными вершинами которого являются клиенты или листья Leaf1, Leaf2. Классы, которые не имеют дочерних, будем называть клиентами или листьями. Обычно они находятся на нулевом уровне иерархии и первыми захватывают относящийся к ним трафик, передавая его родителям. Два или более класса, имеющие одного прямого родителя находятся на одном уровне и подсоединены к одной локальной выходной очереди.

Схематическое изображение структуры HTB.

В иерархию классов из файервола (Filter) поступают пакеты с данными. В зависимости от приоритета, параметров классов и загрузки канала они попадают или в локальные очереди (Self Feed), или передаются в очереди родительских классов (Inner Feed).

Любой класс HTB обладает следующими параметрами:

  • limit-at — гарантированная скорость;
  • max-limit — ограничение скорости;
  • priority — приоритет класса.

Класс может находиться в одном из трех состояний:

  • Зеленый — пропускная способность класса не превышает параметр limit-at. В этом случае пакеты не двигаются вверх по иерархии, а перемещаются сразу в выходной поток своего уровня согласно приоритетам.
  • Желтый — пропускная способность класса больше limit-at, но меньше max-limit. В этом случае класс отключается от выходного потока своего уровня и подключается к родительскому классу.
  • Красный — пропускная способность класса больше max-limit. В этом состоянии класс отключается от родительского и подключается к локальной очереди.

 

Рассмотрим несколько примеров работы HTB.

Выполните в консоли New Terminal следующие команды:

# Создаем основной класс ClassA с ограничением скорости 2 Мбит/с.
queue tree add name=ClassA parent=Local max-limit=2048000

# Создаем класс ClassB с ограничением скорости 1 Мбит/с. Для ClassB класс ClassA будет родительским.
queue tree add name=ClassB parent=ClassA max-limit=1024000

# Добавляем лист Leaf1 с родительским классом ClassA, ограничением скорости 2 Мбит/с, гарантированной скоростью 1 Мбит/с и приоритетом 8.
queue tree add name=Leaf1 parent=ClassA max-limit=2048000 limit-at=1024000 packet-mark=packet_mark1 priority=8

# Добавляем лист Leaf2 с родительским классом ClassB, ограничением скорости 1 Мбит/с, гарантированной скоростью 256 Кбит/с и приоритетом 7. Данные пакеты будут промаркированы как packet_mark2.
queue tree add name=Leaf2 parent=ClassB max-limit=1024000 limit-at=256000 priority=7 packet-mark=packet_mark2

# Добавляем лист Leaf3 с родительским классом ClassB, ограничением скорости 1 Мбит/с, гарантированной скоростью 768 Кбит/с и приоритетом 8. Данные пакеты будут промаркированы как packet_mark3.
queue tree add name=Leaf3 parent=ClassB max-limit=1024000 limit-at=768000 priority=8 packet-mark=packet_mark3

 

1. Рассмотрим первый случай, когда листья Leaf1 и Leaf2 передают данные со скоростью меньше, чем указано в параметре limit-at, а Leaf3 не работает.

Как видим, пакеты с данными от leaf1 и leaf2 (клиенты) не передаются в родительские классы, а выстраиваются в локальную очередь в соответствии со своими приоритетами.

 

2. Теперь посмотрим что будет, в случае если клиент leaf2 будет передавать данные со скоростью больше limit-at, но меньше max-limit указанных в его параметрах и меньше limit-at в параметрах ClassB, к которому он прикреплен. Одновременно с ним leaf1 будет передавать данные со скоростью не превышающей limit-at.

В данном случае получается интересная ситуация: клиент leaf1 будет иметь больший приоритет, чем leaf2, хотя в параметрах последнего указан больший приоритет. Это связано с тем, что передавая данные со скоростью более limit-at leaf2 подключился к родительскому классу, имеющему приоритет 8. При этом существует правило, что на нижних уровнях приоритет пакетов при одинаковых условиях больше, чем на верхних.

 

3. Рассмотрим следующий пример: скорости передачи данных для leaf1 превысила допустимое max-limit, клиент leaf2 передает данные на скорости больше limit-at и меньше max-limit, клиент leaf3 работает на скорости меньше limit-at.

Это весьма интересный случай. В данной ситуации видно, что ClassA перегружен данными из Leaf1, поэтому ClassB не получит разрешения на передачу. В результате работоспособным окажется только клиент leaf3, подключенный в локальную очередь на нулевом уровне.

 

4. Теперь рассмотрим пример, когда данные будут одновременно передавать leaf1, leaf2, leaf3, ClassB будет желтым, а ClassA зеленым.

В результате этого на втором уровне leaf2 попадет в очередь первым (так как имеет больший приоритет), а leaf1 и leaf3 подвергнутся случайному выбору для определения порядка следования.

Алгоритм работы HTB весьма логичен. Он был принят многими производителями программного и аппаратного обеспечения за свою гибкость, надежность и отсутствие свойственных его предшественникам недостатков. Благодаря огромной универсальности с помощью него можно строить практически любые возможные иерархии правил, в точности разграничивая и давая возможность управлять потоками данных на достаточно низком уровне.

Пиковая скорость Burst

Пиковая скорость Burst применяется для того, чтобы выдать клиенту максимальную скорость на определенный промежуток времени.

Например, вам нужно ускорить загрузку страниц, и при этом ограничить скорость на закачку файлов. Или нужно изредка передавать и принимать данные, но делать это с максимальной скоростью.

Если клиенту изначально дать большую скорость, то он может поставить файлы на закачку и оставить остальных пользователей без интернета. В этом случае нам помогут инструменты управления пиковой скоростью Burst.

Пиковая скорость обладает следующими параметрами:

  • burst-limit — скорость, которая будет доступна сразу при подключении;
  • burst-threshold — средняя скорость за последние burst-time секунд;
  • burst-time — время для подсчета burst-threshold.

Момент, когда клиенту или классу нужно выдать максимальную скорость, определяется следующим образом. Раз в 1/16 времени burst-time вычисляется загрузка канала на указанное число секунд. Если средняя загрузка составила менее burst-threshold, то клиенту или классу выделяется указанная в burst-limit скорость до тех пор, пока она не превысит burst-threshold. После этого действует ограничение max-limit до тех пор, пока снова не случится понижение скорости менее burst-threshold.

Установим следующие параметры limit-at=128000/128000, max-limit=256000/256000, burst-limit=512000/512000, burst-treshold=192000/192000, burst-time=8 и понаблюдаем, что случится с графиком загрузки канала от одного клиента:

Данный график характерен для случая с закачкой большого файла по протоколу http. После первой секунды средняя загрузка канала будет равна (0+0+0+0+0+0+0+512)/8=64 kbps, что менее установленного нами параметра burst-threshold. После второй секунды средняя скорость будет равна (0+0+0+0+0+0+512+512)/8=128kbps. После третьей секунды средняя скорость превысит показатель burst-threshold. В этот момент скорость резко упадет до значения параметра max-limit и будет держаться на этом уровне до тех пор, пока средняя загрузка канала не станет меньше burst-threshold и снова не произойдет выдача burst скорости.

Алгоритмы Schedulers

Алгоритмы Schedulers предназначены для формирования очередей данных по каким-то параметрам и последующей передаче их шейперу. Например, можно сформировать очереди данных по приоритетам пакетов, адресу источника или получателя. Некоторые алгоритмы обладают функциями ограничения скорости.

PFIFO/BFIFO

Packet/Bytes (FIFO) алгоритм основан на принципе первый пришел-первый ушел. Тот, кто пришел первым, тот и обслуживается первым. Пришедший следующим ждёт, пока обслуживание первого не будет закончено, и так далее.

Схема работы FIFO алгоритма

Для настройки алгоритма используется единственный параметр pfifo-limit (bfifo-limit). Он указывает на количество байт, которые могут храниться в выходном буфере. Не попавшие в буфер пакеты будут разрушаться. Алгоритм применяется для ethernet интерфейсов.

SFQ

SFQ (Stochastic Fairness Queuing) – этот алгоритм можно назвать "случайно-честным". Он применяется тогда, когда требуется предоставить всем TCP/UDP-подключениям одинаковую возможность по передаче данных.

Для конфигурирования SFQ используется два параметра:

  • sfq-perturb — указывает через какое время нужно менять хэширующий алгоритм, который определяет как будут формироваться под-очередь запросов;
  • pcq-allot — определяет количество байт в под-очереди.

SFQ работает по следующему принципу: алгоритм изымания пакетов из под-очередей одновременно выпускает в выходной интерфейс pcq-allot количество байт, а хэширующий алгоритм добавляет к каждый под-очереди pcq-allot байт, сохраняя при этом равновесие и одинаковую длину всех подочередей. Схему работы SFQ можно сравнить с мясорубкой, в которой через выходную решетку одновременно изо всех дырок в одинаковом количестве выходит фарш.

Схема работы SFQ алгоритма

Алгоритм SFQ рекомендуется использовать в случаях, когда канал сильно загружен и необходимо предоставить приложениям одинаковую возможность по передаче данных. Единственным его недостатком является то, что одно приложение (например торрент клиент), открыв много потоков, может заглушить остальные подключения.

PCQ

PCQ (Per Connection Queuing) является частным случаем SFQ за тем исключением, что формирование потоков в под-очереди будет происходить в соответствии с неким правилом. Это может быть адрес источника/получателя и порт источника/получателя. Таким образом можно равномерно распределить скорость между участниками вне зависимости от количества открытых подключений. Алгоритм предоставляет следующие параметры для конфигурирования:

  • pcq-classifier — параметр для формирования очередей. pcq-classifier может принимать следующие значения:
    • src-address — параметром для группировки в субочереди служит адрес источника;
    • src-port — параметром для группировки в субочереди служит порт источника;
    • dst-address — параметром для группировки в субочереди является адрес назначения;
    • dst-port — параметром для группировки в субочереди служит порт получателя.
  • pcq-rate — число, которое указывает в какой пропорции разделять трафик по очередям. По-умолчанию 0.
  • pcq-limit — длина под-очереди;
  • pcq-total-limit — общее количество пакетов во всех очередях.

Схема работы PCQ алгоритма

Данный алгоритм является основным при необходимости разделить пропускную способность поровну между классами или клиентами. С его помощью можно организовать динамический шейпинг.

Классифицировав под-очереди по адресу источника мы получим отдельную очередь для каждого адреса, соответственно количество потоков с одного адреса не будет играть роли при доступе к выходному интерфейсу. Стоит отметить гибкость такой классификации. Применив ее по источнику к внешнему интерфейсу, в под-очереди будут попадать внешние адреса, так как в этом случае параметр src-address будет все равно содержать адрес, являющийся источником передачи данных. Применив эту же классификацию к внутреннему интерфейсу, в очереди попадут адреса клиентов или классов.

Таким образом, задав два правила, отличающиеся одним параметром, можно разделить поровну как входящий, так и исходящий каналы.

RED

RED (Random Early Detection) — алгоритм, призванный выравнивать пропускную способность и сглаживать скачки, контролируя средний размер очереди. Когда ее размер достигает значения red-min-threshold алгоритм удаляет случайно выбранный пакет. Число удаленных пакетов растет с увеличением среднегого размера очереди. Если размер достигает значения red-max-threshold все пакеты удаляются. Однако случаются ситуации, когда реальный размер очереди (не средний) значительно больше red-max-threshold. В таком случае все пакеты, выходящие за рамки предела red-limit, удаляются.

Схема работы RED алгоритма

Использование алгоритма крайне не желательно при присутствии UDP трафика, так как в связи с неразборчивостью алгоритма при удалении пакетов из очереди и принципом работы UDP-протокола, данные могут не дойти до получателя.

На практике алгоритмы SFQ и RED используется крайне редко.

Типы очередей

В Mikrotik предусмотрены два типа очередей, разнесенные на разные закладки в графической утилите Winbox:

  • Simple Queues;
  • Queue Trees.

Queue Trees

Queue Trees - особый тип очередей, который прямо отражает устройство шейпера HTB. Он позволяет строить деревья правил (классов) и на самом низком уровне управлять пакетами.

Основные параметры Queue Trees:

  • burst-limit (целое) — максимальная burst-скорость;
  • burst-threshold (целое) — средняя загрузка канала, при которой разрешено выдать burst-limit;
  • burst-time (время) — используется для подсчета средней загрузки канала;
  • flow (text) — поток, маркированный в /ip firewall mangle;
  • limit-at (целое) — гарантированная скорость;
  • max-limit (целое) — максимальная скорость;
  • name (text) — имя очереди;
  • parent (text) — родитель в иерархии классов HTB;
  • priority (целое: 1–8) — приоритет очереди;
  • queue (text) — тип очереди. Задается в /queue type.

 

Пример

Создадим правило, которое позволит получить клиентам локальной или виртуальной сети максимальную скорость и минимальное время отклика при обращении к сайту www.drivermania.ru , однако разделит скорость между всеми поровну.

1. Пометим все пакеты, идущие от пользователей на адрес 66.148.73.54 и обратно. Для этого нужно создать 4 правила, два из которых пометят подключения в прямом и обратом направлении, а другие два пометят пакеты в этих подключениях. Необходимо обратить внимание, что очереди работают именно с пакетами, а не помеченными подключениями. Зачастую это создает у новичков вопросы плана: "Я пишу все правильно, а оно не работает. Может это глюки?" Для таких шаманов ниже приведен пример, как нужно делать, чтобы оно работало.

ip firewall mangle add chain=forward src-address=192.168.11.0/24 dst-address=66.148.73.54/32 action=mark-connection new-connection-mark=users-con-up

ip firewall mangle add connection-mark=users-con-up action=mark-packet new-packet-mark=users-up chain=forward

ip firewall mangle add chain=forward src-address=66.148.73.54/32 action=mark-connection new-connection-mark=users-con-down

ip firewall mangle add connection-mark=users-con-down action=mark-packet new-packet-mark=users-down chain=forward


2. Создадим два типа PCQ очереди, подключения в одной из которых мы будем классифицировать по входящему, а другие по исходящему адресу.

queue type add name=pcq-download kind=pcq pcq-classifier=dst-address
queue type add name=pcq-upload kind=pcq pcq-classifier=src-address


3. Создадим очереди для входящего и исходящего трафика

queue tree add name=Download parent=Local max-limit=10240000 burst-limit=200000 burst-time=10

queue tree add parent=Download queue=pcq-download packet-mark=users-down

queue tree add name=Upload parent=Public max-limit=160000 burst-limit=200000 burst-time=10

queue tree add parent=Upload queue=pcq-upload packet-mark=users-up


Как видим, пара правил и такая сложная задача, как динамический шейпинг на определенные адреса с предоставлением пиковой скорости была реализована. На практике обычно приходится применять более сложные правила в сочетании друг с другом, однако для демонстрации возможностей этот очень хорошо подошел.

Практически в Queue Trees мы можем оперировать только ограничением скорости. Остальные параметры, такие как адрес источника, получателя, время суток, протокол, порты и т.д. указываются в разделе Mangle-файервола.

Подобным способом также можно сделать хороший пинг на определенные адреса, даже во время серьезной загрузки канала. Приведем пример таких правил для сервера www.cybernet.by.

Для этого нужно создать четыре правила в Firewall:

# Помечаем все подключения, у которых адрес получателя 195.222.70.250 именем cybernet-connection-up
ip firewall mangle add chain=prerouting dst-address=195.222.70.250 action=mark-connection new-connection-mark=cybernet-connection-up passthrough=yes

# Помечаем пакеты в подключениях cybernet-connection-up именем cybernet-packet-up
ip firewall mangle add chain=forward connection-mark=cybernet-connection-up action=mark-packet new-packet-mark=cybernet-packet-up passthrough=yes

# Помечаем все подключения у которых адрес источника 195.222.70.250 именем cybernet-connection-from
ip firewall mangle add chain=prerouting src-address=195.222.70.250 action=mark-connection new-connection-mark=cybernet-connection-from passthrough=yes

# Помечаем пакеты в подключениях cybernet-connection-from именем cybernet-packet-from
ip firewall mangle add chain=forward connection-mark=cybernet-connection-from action=mark-packet new-packet-mark=cybernet-packet-from passthrough=yes


Следующим шагом создадим два правила в Queue Trees: одно для входящего потока, другое - для исходящего.

queue tree add name="queue1" parent=global-out packet-mark=cybernet-packet limit-at=0 queue=default priority=1 max-limit=50000 burst-limit=0 burst-threshold=0 burst-time=0s

queue tree add name="queue2" parent=global-in packet-mark=cybernet-packet-from limit-at=0 queue=default priority=1 max-limit=50000 burst-limit=0 burst-threshold=0 burst-time=0s


Вышеописанные действия позволят пакетам, приходящим и уходящим с адреса 195.222.70.250, попадать в приоритетные очереди и всегда иметь гарантированные 50 Kbit/s.

Пользуясь вышеописанным примером можно выделить для всех онлайн игр фиксированную гарантированную скорость и создать иерархию классов (правил), распределив, таким образом, пропускную способность между всеми поровну.

Simple Queues

Simple Queues — это простой тип очередей. Для их использования не нужно применять промаркированные пакеты из Firewall, однако при этом теряется некоторая гибкость. В Simple Queues в качестве основных параметров, к которым следует применять правило, относятся адреса источника и получателя. В утилите Winbox на вкладке Advanced можно обнаружить и некоторые другие параметры, однако они не относятся к списку обязательных к заполнению.

Simple Queues

 

Возможности простых очередей Simple Queues:

  • работа с P2P-трафиком;
  • применение очередей в определенных интервалах времени;
  • приоритезация потоков;
  • использование в качестве параметров несколько цепочек пакетов, маркированных в /ip firewall mangle;
  • шейпинг бидеракционного трафика (одно правило для входящего и исходящего потока).

Стоит отметить, что начиная с версии Mikrotik 2.9 в Simple Queues стало возможным указывать параметр Parent для простых очередей. Таким образом можно строить практически аналогичные деревья классов, как и для Queue Trees за тем исключением, что здесь оперировать будем не пакетами и потоками, а адресами.

Стоит так же помнить, что Simple Queues не что иное, как частный случай Queue Trees. Поэтому создавая новые правила стоит обращать внимание не существует ли уже что-то подобное, оперирующее с теми же адресами, портами или другими параметрами. В случае сходства, приоритет окажется на стороне Queue Trees и ваши простые очереди просто не будут работать.

Перед началом составления правил в Simple Queues необходимо понять что есть входящий и исходящий трафик для нашего провайдера, нашего роутера и наших клиентов. На рисунке изображена стандартная схема направления потоков трафика от провайдера к нашему роутеру и от роутера к клиенту. Стоит обратить внимание, что исходящий трафик клиента для нашего роутера будет являться входящим и наоборот. То же самое можно сказать про нашего провайдера-исходящий трафик для него-это входящий для нас.

Направление трафика

Список параметров для конфигурирования простых очередей выглядит следующим образом:

  • burst-limit (целое) — максимальная burst-скорость;
  • burst-threshold (целое) — средняя загрузка канала при которой разрешено выдать burst-limit;
  • burst-time (время) — используется для подсчета средней загрузки канала;
  • dst-address (IP адрес/маска) — адрес назначения;
  • dst-netmask (netmask) — маска подсети для dst-address;
  • interface (text) — интерфейс, для которого предназначается правило;
  • limit-at (целое/целое) — гарантированный канал;
  • max-limit (целое/целое) — максимальная величина канала;
  • name (text) — имя правила;
  • p2p (any | all-p2p | bit-torrent | blubster | direct-connect | edonkey | fasttrack | gnutella | soulseek | winmx) — тип P2P-трафика;
  • packet-marks (name; по умолчанию: "") — цепочка пакетов, промаркированных в /ip firewall mangle;
  • parent (name) — имя родительской очереди;
  • priority (целое: 1–8) — приоритет. 1 это больший, 8 это самый маленький;
  • queue (name/name; default: default/default) — имя очереди из /queue type;
  • target-addresses (IP address/netmask) — исходный адрес;
  • time (time-time,sat | fri | thu | wed | tue | mon | sun{+}; по умолчанию: "") — применить очередь к временному интервалу;
  • total-burst-limit (целое) — максимальная burst скорость в очереди global-total;
  • total-burst-threshold (целое) — средняя скорость в очереди global-total;
  • total-burst-time (time) — используется для подсчета средней загрузки канала в очереди global-total;
  • total-limit-at (целое) — гарантированная скорость в очереди global-total (входящий+исходящий каналы);
  • total-max-limit (целое) — максимальная скорость передачи данных в очереди global-total.

Весьма интересной является возможность управлять входящим и исходящим трафиком вместе. Это позволяет клиентам максимально использовать проплаченный канал.

 

Пример

Сэмулируем для нашего клиента канал с 64/42 kbit/s с гарантированной скоростью 32/32 kbit/s в будние дни и 256/128 kbit/s с гарантированной скоростью 64/64 kbit/s в выходные.

Результатом нашей работы будет два правила:

queue simple add target-addresses=192.168.11.1/32 limit-at=32000/32000 max-limit=64000/42000 time=00:00:00-00:00:00,mon,tue,wed,thu,fri

queue simple add target-addresses=192.168.11.1/32 limit-at=64000/64000 max-limit=256000/128000 time=00:00:00-00:00:00,sat,sun


В нашем случае первая цифра в паре 32000/32000 означает входящий канал для клиента, а вторая — исходящий. Воспользовавшись нижеприведенной схемой можно инвертировать параметры относительно нашего роутера.



При желании можно позаботиться о быстром открытии страниц, добавив параметры burst-limit и burst-time.

Данное правило можно было бы несколько видоизменить, разделив указанную скорость между всей сетью 192.168.11.0.24. В этом случае для параметра queue нужно указать тип очереди pcq-download, приведенный выше в примере с Queue Trees.

Простые очереди позволяют достаточно просто реализовать возможность предоставления на определенные адреса неограниченной скорости.

Добавим к вышеприведенным правилам ещё одно, которое будет выглядеть следующим образом:

queue simple add target-addresses==192.168.11.1/32 dst-address=84.201.225.124 limit-at=1024000/1024000 max-limit=2048000/2048000


В результате чего клиент с адресом 192.168.11.1 получит доступ к адресу 84.201.225.124 со скоростью от 1 до 2 Мбит/с.

При выделении гарантированной пропускной способности нужно помнить, что сумма limit-at всех клиентов должна быть меньше или равна общей пропускной способности канала. Только в этом случае можно говорить о какой-то гарантированной скорости.

Если у вашего сервера неправильно установлены часы или, к примеру, села батарейка на материнской плате, то можно воспользоваться встроенной в Mikrotik возможностью синхронизации времени с внешним источником.

Ещё одно замечание связанно с тем, что напрямую вписать URI-адрес в поле ввода IP-адреса не представляется возможным, но иногда необходимо, так как многие сайты имеют динамические адреса. Данную проблему можно решить, прописав необходимый адрес ресурса в разделе /ip firewall address-list и дав ему имя, по которому в последствии можно обратиться.

 

Как видите, MikroTik RouterOS предоставляет огромные возможности по управлению трафиком. Можно создавать различные иерархии правил и управлять потоками данных на достаточно низком уровне. Знание основ шейпинга поможет вам реализовать сложные задачи по управлению трафиком при построении сетей уровня предприятия или провайдера.

Друкована версія Поділіться статтею:
  • Звичайна форма
  • Facebook

Відгуки про статтю

  Оцінка: 5, Голосів: 1, Коментарів: 1

Залишити коментар
Ваше ім’я: *
Ваша пошта:  

Коментар: *
Оцiнка:  
Введіть символи: *
Поновити
 
Владимир 12.09.2013 05:35:26
Спасибо
Сторінки: 1
Магазин
Техпідтримка
Наші партнери
   
© 2003–2024 «Компанія ТехноТрейд»
інтернет-магазин мережевого обладнання
×
×
Валюта: